Как работает человеческий мозг? Как действует нервная система? Что заставляет нас поступать нравственно, а что – аморально? Ответы на эти вопросы Алексей Алексеевич искал в физиологии, литературе, философии, духовной науке.
Ухтомский щедро делился своими открытиями со студентами и коллегами по Петроградскому университету. А попав в 1920 году в заключение «из-за неосторожных разговоров», он, не теряя времени даром, читал сокамерникам лекции по физиологии. К счастью, учёное сообщество горой встало за любимого профессора: он был освобождён и продолжил научную деятельность. И духовный поиск тоже: в 1931 Алексей Алексеевич принял тайное рукоположение в одной из православных традиций, став епископом Охтенским.
Изучая мозг и психику, Алексей Ухтомский ввёл понятие доминанты – очага сильного нервного возбуждения, заполняющего наше сознание в данный момент. Согласно теории доминанты Ухтомского, нервная система ежесекундно получает массу сигналов изнутри и снаружи – к примеру, мы любуемся вечерним пейзажем, греем руки о тёплую чашку, испытываем чувство голода. Когда эти сигналы сходятся в одном моменте, наша психика выбирает из них самый значимый и реагирует на него, приглушая все остальные. Ведь если бы «голос» каждого стимула был одинаково громким, то мы бы терялись, не зная, чему именно уделить внимание. Вот почему менее важные раздражители отдают свои «голоса» доминанте, усиливая её. Скажем, в нашем наборе победит приятное чувство тепла от горячей чашки – и тогда мы продолжим прикасаться к ней. Если победит чувство голода – станем готовить ужин. Если вниманием завладеет пейзаж – продолжим смотреть в окно.
А вот что самое удивительное в теории доминанты Ухтомского. Однажды «дав встряску» психике, раздражитель продолжает влиять на неё, даже если его уже нет рядом. Яркий тому пример – влюблённость. Стоит лишь вспомнить того, кто вызвал сильные чувства, – и мы снова находимся под впечатлением. Ухтомский приводит литературный пример Наташи Ростовой, замиравшей не от присутствия, а от одного звука имени князя Андрея. Со дня бала, когда образ князя покорил Наташу, он продолжает жить в сознании девушки, периодически уступая место другим доминантам, но при случае вновь возникая с прежней силой.
Как быть, если доминанта приносит страдания? Нужно постараться сместить фокус внимания на другой стимул. Ребёнок, которому мажут ранку йодом, не заметит боли, если в этот момент слушает захватывающую историю. А если взрослый человек переживает депрессию из-за неудачи, ему стоит заняться активной деятельностью, богатой новыми мощными впечатлениями. Вот так теорию доминанты Ухтомского можно использовать в повседневной жизни.
Статью подготовил: гипнолог Айдар Измайлов