Тест Векслера считается одним из самых известных и результативных для проверки интеллектуального развития детей и подростков. Он применяется для тестирования детей от 5 до 16 лет. Шкала Векслера используется психологами, педагогами и врачами при подготовке к школе и во время обучения.
Несмотря на то что когнитивный тест Векслера был создан почти век назад (в 1939 г.), его актуальность и ценность нисколько не уменьшилась. В основе концепции теста лежит представление об иерархической модели интеллекта, состоящего из вербальной и невербальной части.
Школы, детсады, специальные и коррекционные учебные заведения, интернаты (в том числе для одаренных детей), реабилитационные и социальные центры активно применяют в своей деятельности Шкалу Векслера не только для определения уровня когнитивных способностей ребенка, но и для выявления возможных причин его плохой успеваемости.
Реальная польза, научная обоснованность и апробирование в медицинской практике делают тест Векслера надежным источником информации об интеллекте ребенка, его способностях к обучению и умственном потенциале.
Тест помогает:
Содержание теста:
Шкала Векслера включает в себя 12 подтестов, где каждый состоит из 10-30 вопросов, которые усложняются с каждым новым заданием. Подтесты образуют 2 группы:
Всегда в индивидуальном формате один на один с экзаменатором. Ребенок отвечает на вопросы и заполняет специальные бланки с заданиями на протяжении полутора часов (примерно). Проводится тест в легкой, непринужденной форме, без принуждения, как будто экспромтом. Экзаменатор предлагает поговорить, поиграть, порисовать, чтоб незаметно начать само тестирование (особенно для младших детей).
Вопросы следует задавать четко, внятно, точно формулировать и всячески стимулировать к ответу. Конечно, подсказывать и наводить на ответ не нужно, но следующий вопрос задается только после ответа на предыдущий. Два схожих ответа оцениваются по лучшему качеству. Все ответы (исключая отрицательные) поощряются подбадриваниями. Если ребенок не отвечает 15 секунд, вопрос повторяется.
Очень важное внимание уделяется стимульному материалу, который различается для каждого субтеста. К примеру, для субтеста «Складывающиеся фигуры» нужны демонстрационные поля, а для субтеста «Недостающие детали» или «Складывающиеся картинки» другой стимульный материал.
Специалисту, который проводит тест, обязательно требуется Методическое руководство «Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант)», бланки ответов и бланки фиксации результатов, стимульный материал для субтестов, наборы деталей и кубики Кооса.
Методическое пособие по тесту Векслера подробно раскрывает все стадии тестирования и нормы оценки результатов. По всем диагностическим моментам даны обоснования и комментарии на каждом этапе работы с методикой.
Тест Векслера точный и эффективный, однако результаты также зависят от подготовки, навыков, интуиции специалиста, который его проводит. Он досконально должен знать правила и последовательность предъявления стимульного материала, а также принципы численной обработки. Итоговое заключение пишет профессиональный психолог, понимающий нюансы психологии обучения и отклонений в развитии.
Обработка проводится вручную, а результаты тестирования оцениваются в баллах, которые потом переводятся в школьные оценки для анализа результатов. Каждое задание интерпретируется отдельно, с качественной и количественной стороны, чтобы понять, какие стороны интеллектуальной деятельности развиты лучше, какие хуже, и как это компенсируется.
Оценивается общий интеллект, соотношение вербальной и невербальной части, работа наглядно-действенного интеллекта. Низкий количественный балл по каким-то заданиям может говорить о нарушение интеллектуального развития, восприятия и внимания, а также о какой-либо нервно-психической патологии.