Эмоциональные реакции у детей и подростков – основной способ взаимодействия с окружающим миром и социумом. Между тем, поведенческие и аффективные расстройства достаточно распространены и являются проблемой не только медицинских работников, но и сотрудников учебных учреждений, психологов и родителей. Страх разлуки с родителями, заторможенность, нарушение когнитивных способностей, низкий уровень социализации, повышенная возбудимость, неадекватные эмоциональные реакции – вот лишь небольшой перечень расстройств, которые встречаются у детей.
Возможные причины психических отклонений
Психические патологии могут проявляться с первых месяцев жизни и носят как постоянный, так и временный характер. Основные причины поведенческих и аффективных расстройств можно условно разделить на три группы:
биологические. В эту группу входят осложнения при родах, заболевания матери в период беременности, генетические факторы;
психологические: индивидуальные особенности темперамента, состояние центральной нервной системы ребенка;
социально-психологические. Эта группа факторов зависит от окружения ребенка: отношений с родителями, воспитателями и сверстниками, условия воспитания, психологический климат в семье, эмоциональные потрясения.
Кроме того, расстройства имеют и половые различия, которые ярче всего проявляются к подростковому возрасту. У мальчиков чаще всего встречается повышенная раздражительность, агрессивность, конфликтность, а у девочек – склонность к депрессии, истеричность, замкнутость. Большую роль играют отношения с родителями, так как грубость, критика, жесткие методы воспитания, телесные наказания, отсутствие заинтересованности в жизни ребенка еще больше усугубляют проблему.
Классификация поведенческих расстройств и их лечение
Первые признаки поведенческих и аффективных патологий часто малозаметны и на ранних этапах не вызывают беспокойства у родителей. В некоторых случаях нарушения проходят с возрастом сами собой, но зачастую справиться с проблемой без помощи квалифицированного специалисты оказывается невозможно.
В зависимости от этиологии заболевания и симптомов различают следующие поведенческие расстройства:
гиперкинетические. Ребенок испытывает сложности с концентрацией внимания, гиперактивен, плохо усваивает новую информацию, импульсивен и вспыльчив при общении со сверстниками, не может контролировать свои эмоции;
диссоциальные: слабая эмпатия (способность «считывать» эмоции окружающих), неприятие общественных правил и норм поведения, агрессивное поведение, склонность к конфликтам, нежелание идти на контакт с детьми и воспитателями;
депрессивные. У ребенка наблюдается угнетенное состояние в течение длительного времени, отсутствие желания познавать что-то новое, нарушения аппетита, плохой беспокойный сон.
Прогрессирующее заболевание создает все предпосылки для развития серьезных расстройств во взрослом возрасте, деформации личности и проблем в дальнейшей социализации и построении отношений в окружающими. Поведенческие и аффективные расстройства приводят к ограничению самореализации, подверженности негативного влияния, склонности к алкоголизму, наркомании и азартным играм, неспособности строить здоровые отношения и семью, а в самых тяжелых случаях – склонности к криминальным правонарушениям. Диагностикой и лечением психологических расстройств занимается психолог и врач-психотерапевт, в качестве терапии может быть назначено как медикаментозное лечение, так и работа со специалистом.